Реформа СРО: последняя попытка выжить

27 Июня 2016

Подготовленный Министерством строительства Российской Федерации законопроект, реформирующий институт саморегулирования в строительстве, вокруг которого кипели нешуточные страсти, принят Государственной думой во втором чтении. Он существенно меняет ситуацию в строительной отрасли. Как прогнозируют эксперты, до конца июня поправки Минстроя РФ в Градостроительный кодекс будут приняты в третьем чтении, одобрены Советом Федерации, а после их подпишет Президент. За исключением отдельных положений, закон вступит в силу с 1 июля 2017 года.

Основные новации, заложенные в этом законопроекте, таковы:

  • Ужесточение требований к СРО и их регионализация: работа только в регионе регистрации
  • Обязательное членство в СРО - только для генподрядчиков, осуществляющих государственные и муниципальные закупки. Компаниями и ИП, не входящими в строительные СРО, допускается выполнение работ на сумму менее 3 млн. руб
  • Создание национального реестра специалистов
  • Консолидация средств компенсационных фондов в уполномоченных банках, требования к которым устанавливаются Правительством Росси
  • Формирование помимо компенсационного фонда дополнительного фонда обеспечения договорных обязательств (ФОДО) по госконтрактам
  • Создание перечня организаций, для которых членство в СРО не обязательно: ГУП и МУП, их дочерние компании (с долей свыше 50%), а также организации, созданные государством (муниципалитетом), включая госкомпании, госкорпорации и их дочерние компании
Как отмечает газета «Коммерсант», в Белом доме также предлагают разрешить ГУПам, МУПам, госкомпаниям, госкорпорациям и их «дочкам» не участвовать в строительных СРО, что противоречит принципу равенства экономических субъектов и создает риски недостижения целей регулирования. Новый законопроект ужесточает требования к членам СРО и требует работы СРО только в регионе регистрации. Также документ описывает создание национального реестра специалистов и допускает выполнение компаниями и ИП, не входящими в строительные СРО, работ на сумму меньше 3 млн руб. Кроме того, Минстрой предлагает создать дополнительный компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ФОДО; для строительных госконтрактов, проведение которых обязательно по законодательству) - компании будут обязаны вносить средства как в него, так и в существующие компенсационные фонды.

Проект вызвал серьезные опасения у бизнеса - «Опора России» в письмах главам Минстроя и Минэкономики выражала обеспокоенность рисками повышения нагрузки на бизнес и монополизации рынка. Часть этих опасений разделили в Минэкономики при проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) документа. Ведомство считает "целесообразным" исключение положений о территориальных требованиях к членам СРО, а создание нацреестра специалистов, по мнению Минэкономики, не учитывает положений Конституции — в проекте не предусмотрено обязательное получение письменного согласия специалиста на обработку его персональных данных. К предложению создать ФОДО в Минэкономики в рамках ОРВ также отнеслись скептически - это может привести к необоснованным расходам членов СРО. Размер взноса в строительные СРО может составить до 25 млн. рублей, объем «отвлеченных из строительной отрасли денежных средств, направленных на формирование ФОДО» - 128 млрд рублей и более, а размер нового фонда будет все равно недостаточен для компенсации возможных невыполненных обязательств.

За время доработки законопроект успел претерпеть значимые изменения. В частности, во внесенной в Госдуму версии появился отдельный пункт - перечень организаций, для которых участие в СРО необязательно. Это ГУПы и МУПы, их дочерние компании (с долей свыше 50%), а также организации, созданные государством (муниципалитетом), включая госкомпании или госкорпорации и их "дочек". Эта идея также не получила поддержки в рамках ОРВ: в заключении Минэкономики подчеркивается, что отсутствие обязанности членства в СРО для лица, основанного на госсобственности, «противоречит принципу равенства экономических субъектов и запрету на недобросовестную конкуренцию». При этом эффект обязательного членства в СРО (стандартизация деятельности, контроль за ее осуществлением, компенсация вреда) не будет достигнут в отношении этих организаций. Исключения для ГУПов, МУПов, госкомпаний и госкорпораций предлагаются на фоне реформирования таких организаций. В Госдуме рассматриваются правительственные поправки, инициирующие преобразование госкомпаний (например, «Автодор») и госкорпораций (с внушительным списком исключений) в публично-правовые компании, согласующие крупные сделки по особому порядку. Кроме того, ФАС продолжает добиваться права согласования создания ГУПов и МУПов, а Минстрой с 2018 года намерен акционировать унитарные предприятия в сфере ЖКХ, запретив ГУПы и МУПы в отрасли.

Источник: Информационный портал СРО

НАЗАД

Объекты

Посмотреть объекты на карте